Сонет Серебряного века. Сборник стихов. В 2 томах. Том 1 Сонет Серебряного века. Сборник стихов. В 2 томах. Том 1Людмила Михайловна Мартьянова Людмила МартьяноваPСонет Серебряного века: Сборник стихов: Т. I Ренессанс русской поэзииPPP «Ренессанс русской поэзии» так принято называть тот глубокий эстетический и духовный переворот, который произошел на рубеже XIX XX столетий в русской словесности. Всплеск идей и художественных форм, характерный для последних десятилетий XIX в. иPпервых лет века XX, знаменовал собой наступление новой литературной эпохи, получившей в истории литературы уже столь привычное нам имя Серебряный век русской поэзии.PPP Новая литературная эпоха удивительно многолика. Влияние самых разных религиозно-философских систем и литературно-эстетических концепций сказалось на величайшем многообразии поэзии рубежа веков. «Скорбные» интонации бесчисленных подражателей С. Надсона, религиозно-философский символизм Д. Мережковского и 3. Гиппиус, декадентство с его нравственным релятивизмом, проповедь «новой поэзии» В. Я. Брюсова, теургия и культ мистической любви к «Вечной Женственности» так называемых «младосимволистов» (А. Белый, Вяч. Иванов, А. Блок), позднее «Цех поэтов» и акмеизм и т. д.P все это грани одного времени. Каждый из поэтов Серебряного века явил свой собственный неповторимый поэтический дар.PPP Но есть черты, в той или иной степени присущие творчеству всех поэтов рубежа столетий, в частности острое ощущение «художественного вещества поэзии» (В. Брюсов), необычайный интерес к поэтической форме и желание ее постоянного обновления. Опыты в области стихораздела, ритмики, метрики, строфики подчас превращались в эксперимент, иногда в литературные упражнения или литературную игру: В кругу Вяч. Иванова была в ходу ... изысканная игра: поэт, написав сонет, посылал его другому с недописанными строчками, а другой, угадав по ним рифмующиеся слова, отвечал ему «ответным сонетом» на угаданные рифмы.PPP Сонет принадлежит к так называемым «твердым формам» поэтическим произведениям, построение которых связано с определенными исторически сложившимися правилами строфики и рифмовки. Большинство «твердых форм» (рондо, рондель, триолет, канцона, вилланель, ритурнель, газелла, рубаи, секстина, сонеты разных типов) родом из средневековой западноевропейской или арабо-персидской поэзии, в том числе и «венок сонетов» форма, которая благодаря своей трудности была особенно популярна. Традиционный сонет состоит из 14 строк двух четверостиший и двух трехстиший (во французских сонетах) или из трех четверостиший и одного двустишия (в так называемом «шекспировском сонете») с четкой схемой рифмовки строк. В «венке сонетов» 14 стихотворений (по числу строк в сонете) и один «магистрал». Однако многие авторы в своих произведениях пытались избегнуть однообразия традиционной формы и шли на самые разные изменения обычной схемы. В подобных изменениях, безусловно, сказывается индивидуальность поэта.PPP Собрание в одной книге поэтических опытов разных авторов в области одной «твердой формы» дает нам своеобразный портрет литературной эпохи вместе с именами «мэтров» Серебряного века соседствуют имена сравнительно мало известные и совсем неизвестные широкой публике. Некоторые из авторов, чьи произведения представлены в книге, успели выпустить всего 1 2 поэтических сборника малыми тиражами и навсегда исчезли с поэтической сцены...PPP Каждое из литературных направлений в поэзии Серебряного века сопровождалось длинным шлейфом эпигонов и графоманов, «пытавшихся спустить на рынке драгоценную утварь и разменять ее на мелкую монету». Однако даже и их, казалось бы, незначимое по сравнению с поэзией «корифеев» творчество составляет неотъемлемую часть мира русского поэтического Серебряного века. И пусть современникам иногда приходилось говорить о какофонии в поэзии того времени, тем не менее, эти несколько десятилетий на рубеже веков воспринимаются ныне как единые «буря и натиск», как время, когда поэзия оказалась неразрывно связана с глубоким духовным переворотом, не только с новой эстетикой, но и с «божественным идеализмом» «вопросами о бесконечном, смерти, о Боге».PPP М. С. Федотова (Егорова) PPP кандидат филологических наук Леонид Трефолев Кри-кри(Всеволоду Леонидовичу Т<рефол>еву)1 P«Дети! возьмите игрушку:Я подарю вам ее, Я подарю вам не пушкуИ не стальное ружье...» P P «Пушки и ружья, мы знаем,Нынче гремят за Дунаем, Бой от зари до зари...» P P «Вы же от утра до ночиЩелкайте, сколько есть мочи,Щелкайте, дети, кри-кри!» P2 PМилое юное племя!Ты уж заранее знай:И для тебя будет время Видеть широкий Дунай! P PНо, голубой, многоводный,Будет рекой он свободной, Светлой дождется зари...Вам уж не нужны игрушки Ружья, солдатики, пушки, Щелкайте, дети, кри-кри! PPPP 1877 Пушкин и ...МанухинСонет P«Суровый Дант не презирал сонета!»(Так Пушкин наш великий возгласил).«Издания народного поэтаСтрах дороги: купить не хватит сил.Чей это грех? Дождусь ли я ответа?» Так юноша издателя спросил.Издатель же, холодный, словно Лета,Урядника на помощь пригласил.«Лови его! Сей юноша зловредный:Желает он, чтобы народ наш бедныйНад Пушкиным очнулся». АлгвазилК народу был исполнен состраданья:На Пушкина перстом он погрозил,Велев читать... Манухина изданья. PPPP 1884 Кровавый потокСо
Комментариев нет:
Отправить комментарий